1. Этапы введения ЭВМ и программирования в среднюю школу России. Формирование представлений о функциональной организации компьютера, принципах работы, его основных устройствах и периферии.

Информатика была введена во все типы школ с 1 сентября 1985г. под названием «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Предмет преподавался в двух старших классах. В начале 50-х г  появились первые ЭВМ. После этого началось бурное развитие программирования. После появления ЭВМ в научно-исследовательских учреждениях стали возникать разновозрастные группы учащихся по изучению начал программирования для ЭВМ. На этом этапе были сделаны выводы, что детей можно обучать программированию. Толчком к созданию первых программ по курсу программирования для средних школ послужило появление в начале 1960-х гг. школ с математической специализацией, предусматривающих подготовку вычислителей-программистов. В 1961г. Министерство просвещения утвердило первый вариант документации для школ с математической специализацией: программы по общему курсу математики, а также специальным учебным предметам: «Математические машины и программирование», «Вычислительная математика» («Приближенные вычисления»). Развитие школ со специализацией в области программирования сыграло важную роль: оно возбудило поток публикаций и методических разработок, посвященных вопросам преподавания программирования школьникам. Широкое распространение в эти годы имели подготовленные для школ с математической специализацией учебные пособия, по системе программирования. Одна из наиболее перспективных линий развития фундаментальных основ школьной информатики получила развитие с начала 60-х годов в связи с экспериментами по обучению учащихся элементам кибернетики. У истоков этого направления стоял Леднев. К середине 70 г. удалось добиться введения курса ОСНОВЫ КИБИРНЕТИКИ объемом 140 часов. Еще одним немаловажным этапом стало внедрение факультативных курсов (программирование, вычислительная математика) в 1966г. Но они не получили широкого распространения, причинами стали отсутствие ЭВМ и неподготовленностю учителей. В начале 70 начала развиваться система подготовки на базе УПК. УПК были хорошо оснащены и обладали подготовленными кадрами. 60-70 г. сформулированы основные компоненты алгоритмической культуры: Понятие алгоритма и его свойства, Понятие языка описания алгоритмов, Уровень формализации описания, Принцип дискретности, Принцип блочности, Принцип цикличности. Во второй половине 70 с появлением программируемых калькуляторов, было принято решение о внедрении их в процесс обучения. Появление ЭВМ массового использования послужило к созданию 79г программы компьютеризации школы.

2. Ретроспективный анализ проблемы обучения школьников элементам кибернетики. Методические аспекты формирования представлений об информационных основах управления в курсе информатики и информационных технологий.

В начале 60 гг. проводились эксперименты по обучению учащихся элементам кибернетики. Основоположником этих исследований стал Леднев. Он доказывал необходимость включения основ кибернетики в учебный план школы. Кузнецов и Леднев доказали необходимость введения кибернетики в ср школу, причем отдельным предметом. Им удалось добиться включения в середине 70х курса "Основы кибернетики" общим объемом в 140 часов в 9 10 кл. как факультатив. На этом курсе изучалось: Что изучает кибернетика, Представление информации в кибернетической системе, Модели, алгоритмы, Логические преобразователи информации, Программирование для ЦВМ, Информация и ее кодирование. В последствии большинство тем изучаемых в курсе, вошли в число основных компонентов школьного курса информатики. Именно эти основы курса кибернетики создали предпосылки для формирования фундаментальных компонентов современного школьного курса информатики.

   По мнению Леднева и Кузнецова, общеобразовательное значение основ кибернетики для среднего образования заключалось: 1) кибернетика, вводя понятие об информационных связях способствует формированию представлений о единстве мира; 2) трактовка явлений, процессов, изучаемых с разных сторон учебными предметами, в том числе и кибернетикой, создает у учащихся глубокое, многостороннее, научное представление о мире; 3) изучение кибернетики открывает возможности для более последовательного изложения основных мировоззренческих идей; 4) роль кибернетики в подготовке учащихся к профессиональному обучению определяется тем, что изучение целого ряда практических наук базируется на изучении ее основ.

3. Алгоритмическая культура учащихся. Методика обучения языку программирования в курсе информатики и ИТ старшей школы (базовый уровень).

В основе программирования для ЭВМ лежит понятие алгоритмизации, как процесса разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Еще до появления ЭВМ, представление об алгоритмических процессах давались математикой (теории алгоритмов). Однако с появлением ЭВМ этот сектор стал приобретать самостоятельность. Всязи с этим сложились компоненты алгоритмической культуры.

   Алгоритмическая культура.

   Алгоритмизация в широком смысле понимается как набор определенных практических приемов, основанных на навыках рационального мышления об алгоритмах.

   Основные компоненты алгоритмической культуры:

   1. Понятие алгоритма и его свойства.

   2. Понятие языка описания алгоритмов.

   3. Уровень формализации описания. Уровень формализации зависит от того для кого написан алгоритм.

   4. Принцип дискретности (пошаговости) описания.

   5. Принцип блочности. Умение расчленять сложную задачу на более простые компоненты.

   6. Принцип ветвления. Описание должно предусматривать все возможные варианты.

   7. Принцип цикличности. Понимание общей схемы функционирования циклического процесса.

   8. Выполнение (обоснование алгоритма). Умение чётко сопоставлять то, что задумано, с тем, что написано.

   9. Организация данных. Исходным материалом является информация или данные. Составитель обязан думать не только о том, как производить обработку, но и о том, где и как фиксировать промежуточные и окончательные результаты.

   Овладение компонентами алгоритмической культуры имеет основополагающее значение для формирования навыка составления алгоритмов – алгоритмизации и, следовательно, программирования для ЭВМ.

4. Введение в школу предмета. Основы информатики и вычислительной техники. Изучения гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации компьютеров в средней школе.

Одним из главных положений школьной реформы 1984г стала задача введения информатики и вычислительной техники в учебно-воспитательный процесс школы. В конце 1984 года развернулась работа по созданию программы нового общеобразовательного предмета для школы, кот. дали название "Основы информатики и вычислительной техники". К середине 1985 г. такая работа была закончена. Так же был одобрен и путь, позволяющий решить задачу формирования компьютерной грамотности молодежи - введение в школу предмета “ОИВТ" как обязательного с 1 сентября 1985 года. В очень короткие сроки были подготовлены учебные пособия для учащихся, книги для учителей. Так же появился журнал "Информатика и образование (ИНФО)", первый номер вышел к началу 1986-87 учебного года.

   Для преподавания нового предмета за лето 1985 и 1986 гг. была проведена подготовка учителей. Министерством просвещения были приняты меры по организации регулярной подготовки учителей информатики и вычислительной техники.

   В 1964г. На физ.мат. педов появился краткий курс программирования для. В 1970г. в учебные планы вводится обновленный курс "Вычислительные машины и программирование" (около 50 часов), В 1976г появилась программа курса "Вычислительная математика и программирование" (70 часов). К концу 70-х в педвузах было открыто четыре кафедры программирования и вычислительной математики, а первые персональные ЭВМ появились к середине 80-х годов.

5. Информатика как учебный предмет средней общеобразовательной школы. Формирование навыков оперирования компьютерными информационными объектами: изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы.

Шк-ный предмет, д. содержать в себе наиболее общезначимые, фундамент-е понятия и сведения, а также подготавл-щими молодых людей к будущей практич деят-сти в соврем-м информац-ном общ-ве.

   Цели обучения информатике в общеобразовательной школе: 1.Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об  информации,  принципов строения и функционирования самоуправляемых систем); 2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; 3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности; 4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как условие перехода к системе непрерывного образования.

   На пр-се формиров-я шк-го учебного предмета И. сказыв-ся малая временная дистанция м/у возникнов-м инф-ки и включ-ем в практику  школы учебн. предмета. По этой причине опр-ие содержания шк-го курса И. явл-ся оч. непростой з-чей. Проблема и в том, что целесообр-сть введения в школу И. не явл-ся бесспорной. Важным явл-ся воп-с о том, как изучать И. в школе – в отдельном уч-м курсе, или рассредот-ть учеб мат-л по И. среди других дисциплин. Леднев приводит аргументы в пользу отд. уч-го курса кибернетики."Если курс рампределить м/у др. предметами, то сведения изучаемые этой наукой будут систематизированы по второстепенным. Это влечет формир-е неполных и искаж-х представл-й об области изучаемой этой наукой. Поэтому наиболее целесооб-ным реш-м в-са о путях изуч-я киб-ки в средн шк явл-ся выдел-е для ее изуч-я отдел-го уч-го курса. Однако свед-я из киб-ки м. и д. б. включены в смежные учеб предметы: мат-ку, биологию и курс трудового обуч-я.

6. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя. Изучение информации и информационных процессов в основной школе.

Введение в 1985 предмета "ОИВТ" дало старт новой педагогической науке, объектом кот явл обучение информатике. Этот раздел педагогики, получил название "Теория и методика обучения и воспитания информатике". К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике.

   Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается, многие задачи в новой науке возникли совсем недавно и не успели получить глубокого теоретического обоснования.

   Задачи этой науки: определить цели изучения информатики, содержание предмета и его место в учебном плане ср школы; разработать и предложить учителю методы и формы обучения; рассмотреть средства обучения информатике и разработать рекомендации по их применению.

   МПИ основывается на опыте кибернетического образования. Она опирается на философию, педагогику, психологию, информатику и весь пед-й опыт школы.

   Впервые учебный курс "Методика преподавания информатики" появился в педвузах в 1985 году. В 1993 году был сделан первый набор на учительскую специальность "Информатика" как основную. С 1995 года действует Гост высшего пед образования по специальности "Информатика", и как следствие стала расширяться подготовка "профильных" учителей информатики.

7. Компьютерная грамотность учащихся. Элементы социальной информатики и информационная деятельность человека в курсе информатики старшей школы.

В качестве исходной характеристики целей обучения информатике была объявлена  компьютерная  грамотность  учащихся. в первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ выделялись следующие группы компонентов КГ: понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, основы программирования на одном из языков программирования; практические навыки обращения с ЭВМ; принцип действия и устройство ЭВМ; применение и роль компьютеров.

   Вскоре после появления первой программы ОИВТ появилось устоявшееся представление о составе КГ:

   1. Умение "общаться"  с компьютером

   2. Составление простейших  программ  для  компьютера

   3. Представление   об  устройстве  и   принципах  действия  ЭВМ. а)  структура ПК и функции его основных устройств;  б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера.

   4. Представления  об  областях  применения  и  возможностях  ЭВМ,  социальных   последствиях   компьютеризации.

   Сокращенно четырехкомпонентная структура КГ  может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение.

8. Информационная культура учащихся. Использование информационных модемен в учебной и познавательной деятельности.

Всего один год, прошедший после публикации первой программы курса ОИВТ (1985г.), показал, что цели преподавания информатики в школе не могут жестко ограничиваться рамками КГ и что уже в ближайшей перспективе потребуется развитие и расширение самих целей. Наряду с уже известным понятием «компьютерная грамотность» в новой программе (1986г.) на нормативном уровне появляется новое понятие «информационная культура учащихся»

   Во главе информационной культуры учащихся стоит компьютерная грамотность: 1)понят об алг, его св-вах; 2)практич навыки обращ с ЭВМ; 3)пр-п дей-я и устр ЭВМ и ее осн элементов; 4)прим ПК в произв и др отраслях.

   Инф культ уч-хся вкл в себя: навыки грамотн постановки з-ч, д/их реш с пом ЭВМ; навыки формализ опис-я з-ч, элементарн знания о м-дах мат моделир; знания осн алг стр-р и умение строить алг; поним-е устр и функционир-я ЭВМ и навыки составл программ д/ЭВМ по построенному алг; навыки квалиф использ осн типов совр ИС; умение грамотно интерпретир рез-ты реш практич з-ч с пом ЭВМ. Т.о. ИК образовано путем добавл нов комп-в к КГ.

   Работа с инф треб, чтобы чел свободно владел комп. технол-ми, знал разн м-ды обраб инф-ции на комп., умел правильно формализовать з-чи. ИК – умение целенаправленно  работать с инф-ей и использовать для её получения, обработки и передачи. Под ИК мы понимаем: систематизация знаний, умений, навыков, обеспечивающ оптим осуществл индивид информац деят-ти, направлен на удовл инф потреб уч-ся. ИК проявляется в : 1)навыках по использ. технич. устр-в, 2)способности использ.в работе комп.информац.технологию, 3)умении извлекать инф-ю из разл.источников, 4)умении представлять инф-ю в понятном виде и эффективно её использ-ть, 5)знании аналитич.методов обработки инф-ции, 6)умении работать с разл видами инф.

9. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации.

По мнению Леднева «содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, который характеризуется: усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека. При этом ведущим видом деятельности является обучение; воспитание и развитие которое осуществляется опосредованно». Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание и развитие.

   Лихачев отмечает следующие основные принципы формирования СО: общеобразовательный характер учебного материала; основообразующий и системообразующий характер учебного материала; развивающий характер учебного материала; гражданская и гуманистическая направленность содержания образования; гуманитарно-этическая направленность содержания образования; связь учебного материала с практикой; интегративность изучаемых курсов; взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов; эстетические аспекты содержания образования.

   Леднев сформулировал принцип отражения образовательных областей в содержании общего образования кот. заключается: каждая образовательная область включается в содержание образования двояко, как отдельный учебный предмет и как «сквозная линия». Информатика и ИТ реализуются как через отдельный учебный предмет, так и через информатизацию всего школьного образования.

   Применяя эти принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обращают внимание на две группы факторов находящихся в диалектическом противоречии: Научность и практичность. Доступность и общеобразовательность.

   Проще говоря, курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, отвечать требованиям науки и практики, а с другой – быть элементарным и доступным для изучения.

10. Первые отечественные программы учебного предмета ОИВТ. Методика введения понятия информация в школьном курсе информатики.

В основу разработки первой программы школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" (1985 г.) были положены три базовых понятия: информация - алгоритм - ЭВМ.

   Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы. 9 кл. - 34 ч (1ч в нед.), в 10 кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем – полный (68 ч) – для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющих возможность организовать занятия на ВЦ других организаций; – краткий курс (34 часа) – для школ, не имеющих такой возможности. Теоретическая часть курса для 10 кл. – единая для обоих вариантов На этом курсе изучалось: Алгоритмы. Алгоритмический язык, Построение алгоритмов для решения задач (9 класс) и Принципы устройства и работы ЭВМ, Знакомство с программированием, Роль ЭВМ в современном обществе (10 класс).

   В результате изучения 1 части курса (9кл.) учащийся должен был получить представления об информатике как науке о методах и средствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и ВТ. Содержание 2 части курса (10кл.) развивает и обогащает понятия, введенные на 1 году обучения информатике, закладывает научные основы для формирования всех компонентов КГ учащихся.

   Первая учебная программа "машинного варианта" школьного курса информатики появилась в 1986. Программа рассчитана на обучение в двух старших классах школы в объеме 102 часа. Между новой программой и предыдущей нет существенных различий. Однако в отличие от первой, содержание программы "машинного варианта" было ориентировано на обучение информатике в условиях активной работы школьников с ЭВМ в кабинете вычислительной техники. Все темы курса включают в себя значительный объем практических работ с использованием ЭВМ.

   Важным элементом программы являлся примерный перечень ПО в поддержку курса ОИВТ: 1. Базовое ПО школьной ЭВМ (ОС, файловая система, текстовый редактор).    2. Языковая система программирования. 3. Клавиатурный тренажер. 4. Простой редактор текстов. 5. Простой графический редактор. 6. Учебный интерпретатор алгоритмического языка. 7. Учебная база данных. 8. Учебная система обработки электронных таблиц. 9. Семейство исполнителей с заданной системой команд. 10. Библиотека вспомогательных алгоритмов. 11. Учебный пакет автоматического решения задач. и др.

11. Школьный учебный алгоритмический ЯЗЫК. Методика обучения технологии решения задач на компьютере.

Основным средством описания алгоритмов, программе курса ОИВТ 1985 года, является специально разработанный под руководством Ершова учебный алгоритмический язык (УАЯ). Он обладает целым рядом свойств, которые объясняют, почему при выборе дидактического средства для записи алгоритмов в курсе информатики именно этому языку было отдано предпочтение: 1.Русская (или национальная) лексика. Служебные слова пишутся на родном языке и понятны школьнику. 2.Структурность - построен на идеях структурного программирования. 3.Независимость от ЭВМ. В УАЯ нет деталей, связанных с устройством машины.

   АЯ в общем случае представляет собой систему обозначений и правил точной записи алгоритмов и их исполнения. Между понятиями «АЯ» и «язык программирования» есть различие: под «исполнителем» в АЯ может подразумеваться не только компьютер программа не обязательно предназначена компьютеру.

   АЯ имеет свой словарь. Слова употребляются для записи команд.

   Каждый алгоритм начинался со слов АЛГ «название алгоритма», НАЧ и заканчивался КОН.

   Организация ветвления обеспечивалась такими командами как: ЕСЛИ «условие», ТО «серия 1», ИНАЧЕ «серия 2» и заканчивалась ВСЕ.

   Развитием команды ветвления является команда выбора: ВЫБОР, ПРИ «условие 1:» «серия 1», далее возможно еще несколько условий, ИНАЧЕ «серия Х», ВСЕ.

   Для организации циклических алгоритмов используют составные команды цикла:

   ПОКА «условие», НЦ, «серия», КЦ. НЦ, «серия», ДО «условие», КЦ. ДЛЯ i ОТ x ДО y, НЦ, «серия», КЦ.

   Цикл-ПОКА выполняется пока «условие» истинно, а цикл-ДО выполняется до тех пор, пока «условие» не станет истинным.

12. Медиаграмотность и медиакультура учащихся. Освоение технологий построения анимационных изображений и звуковой информации.

Медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (СМИ, кино, видео и т.д.). Задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации. Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей. Обретенная в результате этого медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета.

   Медиаграмотность основывается на следующих результатах изучения: понимании воздействия медиа на личность и общество; понимании процесса массовой коммуникации; способности анализировать и обсуждать медиатексты; понимании контекста медиа; способности к созданию и анализу медиатекстов; обогащенном удовольствии, понимании и оценке содержания медиатекстов.

   Что касается такого понятия, как «медиакультура». Медиакультура — это часть общей культуры, связанная с СМК. С одной стороны — в социальном плане — медиакультура общества. С другой — в личностном — медиакультура человека, когда акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через СМК, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь общества.

13. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Пропедевтика понятий информация и информационныепроцессы в начальной школе.

Уже в момент введения в школу предмета ОИВТ, ученые признавали недостаточность обучения этому предмету только в старших классах. К 90 годам складывается новая структура обучения инф-ке. Она отличается омоложением содержания образования и ориентируется на начальную школу. Были разработаны экспериментальные программы в которых просматривались ростки непрервного образования. Основные программы: Программа курса информатики для 3-4 классов. Программа базировалась на направлениях: Мировоззренческое (информация и информационные процессы); Практическое (формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине); Алгоритмическое (изучаются языки программирования); Исследовательское (ключевое слово - творчество). 2 года по 2 часа нед. Программа курса информатики для 8-9 классов. (3 полугодия по 2 часа в нед). Состояла из: Знакомство с ЭВМ, Алгоритмы и исполнители, Информация и ЭВМ.

   Первая рекомендация к построению непрерывного курса информатики была принята решением Коллегии Министерства образования РФ 22.02.95: первый этап (I-VI классы) – пропедевтический, второй этап (VII-IX классы) - базовый курс, третий этап (X-XI классы) - профильные курсы.

   В наиболее завершенном виде концепция содержания непрерывного курса информатики появилась в конце 90 и отражена издании сборника программ "Информатика. В него вошли: две программы для 1-6 и 5-7 классов, программа для 8-9 классов, две программы для 7-9 классов, программа профильного курса для 8-11 классов.

14. Основные компоненты содержания школьного курса информатики (решение Коллегии МО РФ, февраль 1995 г.). Методика введения единиц измерения информации.

   22 февраля 1995 года Коллегией МО РФ был принят документ  «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». В этом документе Коллегия постановила признать необходимость выделения трех этапов в овладении основами информатики и формировании ИК в процессе обучения в школе: первый этап (1-6 кл.) – пропедевтический, второй этап (7-9 кл.) – базовый курс, третий этап (10-11 кл.) – профильные курсы.

   По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования определять уровень обязательных требований к курсу. Этот документ определял содержательно-методические линии курса:

   1. информационные процессы, представление информации: информационные процессы в живой природе, обществе и технике; язык как способ представления информации; двоичная форма представления информации; количество и единицы измерения информации.

   2. компьютер и ПО: основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь; назначение основных видов ПО ЭВМ.

   3. основы формализации и моделирования: основные принципы формализации; построение и использование компьютерных моделей.

   4. алгоритмы и программирование: алгоритмы, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов; основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов; величина, типы величин; учебный алгоритмический язык (или язык программирования).

   5. ИТ: этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов; использование текстового и графического редакторов, БД, электронных таблиц; телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа (локальные, региональные, глобальные), электронная почта, телеконференция; мультимедиа технологии.

   Предложенные основные компоненты содержания обучения информатике не являются набором вопросов, составляющих содержание такого курса. Также Коллегией предлагались  уже частично апробированные программные комплексы: базовый курс информатики А.А.Кузнецова, а также два варианта непрерывного курса информатики для средней школы – А.Л.Семенова и Н.Д.Угриновича, Е.Я.Когана и Ю.А.Первина.

15. Обязательный минимум содержания образования в области информатики в средней школе (1998-1999 гг.). Методика привлечения культурно-исторических аналогов в курсе информатики.

МО РФ приказом от 30 июня 1999 года утвердило «Обязательный минимум содержания образования». Уровень А обязательного минимума может использоваться в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. Уровень Б предназначается для общеобразовательных учреждений, имеющих компьютеры.

   Уровень Б включал в себя: Информация и информационные процессы (понятие информации, Информационные процессы, Информационная культура человека, Информационное общество); Представление информации (Язык как способ представления информации, Кодирование, Двоичная форма представления информации, Вероятностный подход к определению количества информации, Единицы измерения информации); Системы счисления и основы логики (Двоичная СС, Логические операции, выражения и их преобразования, Основные логические элементы компьютера); Компьютер (Основные устройства ПК, ПО компьютера, Файлы и каталоги, Ввод и вывод данных, установка программ, Вирусы и антивирусы); Моделирование и формализация (Моделирование как метод познания. Формализация., Основные типы информационных моделей, Исследование на компьютере информационных моделей); Алгоритмы и исполнители (Понятие алгоритмов, знакомство с языком программирования); ИТ (Должны быть рассмотрены такие технологии как, обработки текстовой, графической, числовой информации, а так же технологии хранения, поиска информации. Мультимедийные технологии и компьютерные коммуникации).

   В уровне А отсутствует раздел «Системы счисления и основы логики», в содержательной линии «ИТ» не рассматриваются «Технология обработки графической информации» и «Мультимедийные технологии».

   В рассматриваемом документе говорится о том, что каждая школа России может взять за основу один из предлагаемых вариантов содержания образования по курсу информатики в зависимости от ее обеспеченности: квалифицированными учителями информатики; компьютерным классом;  учебными и методическими пособиями для учащихся и учителей.

16. Ретроспективный анализ проблемы места курса информатики в школе. Методическая схема изучения тестового редактора, введение понятия основного стандарта редактирования.

Место учебной дисциплины - объем в часах, протяженность и положение относительно других дисциплин по годам обучения.

   Итак, при введении в школу предмета ОИВТ в 1985г. место определялось в "жестком" учебном плане в двух старших классах. По истечении 5 лет проблема места оказалось под воздействием двух факторов: потребность смещения курса "вниз" и пришедшая концепция учебного плана.

    На рубеже 80-90-х гг. сложилось положение, когда шк сама может выбирать или корректировать учебный план. В 89-90г. было рекомендовано 15 вариантов учебных планов.

    Курс информатики в этих планах как самостоятельный предмет отсутствует, а вместо него введена "Математика, информатика и ВТ". Школы придерживались прежнего положения курс ОИВТ 102ч по 1 и 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.

   В экспериментальных планах были реализованы такие же принципы: 1) в некоторых введена дисциплина "Математика, конструирование и ЭВТ" и 2) Курс информатики отсоединен от математики, но ни в одном из вариантов не включен в союзно-республиканский компонент. Как дисциплина блока "республиканский компонент", курс размещается в 10 и 11 классах. Школьный компонент от 2 до 6 часов в неделю разрешалось распределять совету школы.

   Сложилась такая ситуация, что на чиновничьем уровне стали поддерживаться идеи отказа от курса информатики в школе. Опрометчивость подобных заявлений, а тем более - в форме рекомендации на уровне через некоторое время Главное учебно-методическое управление общего среднего образования опубликовало разъяснение "... курс "Информатика" является важным компонентом содержания общего среднего образования, в связи с чем нельзя считать допустимым наметившуюся тенденцию к уменьшению отводимых на курс учебных часов или к исключению его из учебного плана школ".

17. Концепция профильного обучения па старшей ступени общего образования. Освоение средств и технологий создания и преобразования информационных объектов.

Концепция проф. обуч-я – декларативный документ, задачи которого раскрыть осн. позиции  и обозначить проблемы и ориентиры последующих организационных решений.

   Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре и содержании образования более полно учитывать интересы и способности учащихся.

   Цели профильного обуч: обеспечить углубленное изучение предметов; создать условия для построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию; расширить возможности социализации учащихся.

   Варианты организации профильного обучения. Внутришкольная профилизация и Сетевая. В подобной модели профильное обучение учащихся осуществляется за счет привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух направлениях. Первый вариант: объединение нескольких учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения. Второй: кооперация общеобраз-го учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профильного образования.

   Этапы введения профильного обучения: Переход на предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени. Организация повышения квалификации учителей. Работы по обеспечению выбора профилей обучения. Разработка процедуры приема в профильные школы. 5) Разработать сетевое взаимодействие учреждений. Создание новой учебной литературы и новых БУП.

18. Элективные курсы по информатике и ИКТ. Изучение информационных моделей и систем на базовом уровне в старшей школе

В стандарте есть новый компонент содержания образ-я – Э.К. – это обязательные курсы по выбору уч-ся. Функ-и Э.К.: 1. углубляют профильный курс. 2. дополняют содержание базового курса.

   ОСОБЕННОСТИ Э.К. ПО ИНФ-КЕ: 1)инф-ка имеет множ-во межпредметных связей с др. учеб. предметами. 2)знач-е изуч-я инф-ки для формир-я ключевых компетенций выпускника. 3)роль инф-ки в формиров-и совр. науч. картины мира. 4)интегративная роль инф-ки в содержании общего образ-я человека.

   Т.к. Э.К. д. учитывать потребности и интересы шк-в различных профилей, то они д.б. ориент-ы на практическую деят-ть с использ-м ИКТ из различных сфер деят-ти. Центральной линией Э.К. явл-ся линия ИТ.

   ТИПОЛОГИЯ Э.К. по назначению:1. явл-ся надстройкой профильных и обесп-ют повышенный уровень изуч-я учеб. предмета 2. ориентированы на шк-в изучающих предмет на базовом уровне, но будут сдавать по нему ЕГЭ. 3. связан с удовлетворением познав-х интересов к предмету.

   Наиболее продуктивным методом обучения является метод учеб. иссл-ий и проектов. Проектный метод м. реал-ся в элективах по инф-ке на разных уровнях:I проблемное изложение процесса выполнения проекта; II вып-ние проекта под рук-ом уч-ля; III полностью самост-ое вып-е  проекта. Т.к. разнообразие ЭК м. поставить школу в затруднительное положение, особо важна роль сетевой формы взаимодействия.

19. Формирование основных компетенций в курсе информатики. Системный анализ и информационное моделирование как методы научного познания.

Компетенция – круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

   Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

   Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему: ученики хорошо владеют теорией, но плохо практикой.

   Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

   Виды компетенций: Ключевые – необходимы для социально – продуктивной деятельности; Базовые – компетенции в определенной профессиональной области; Специальные – компетенции для выполнения конкретного пед. действия.

   Так же компетентность бывает: Ключевой (относится к общему содержинию образования); Общепредметной (определенная образовательная область); Предметной (формируется в рамках конкретной учебной дисциплины).

   В ключевую компетентность входят: ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир); общекультурная (способность разбираться в особенностях культуры); учебно-познавательная (знания и умения логически планировать деятельность); информационная (самостоятельный поиск, отбор, преобразование, хранение, передача информации); коммуникативная (знание языков и способов взаимодействия с людьми).

   Общепредметная компетентность формируется в курсе «информатика»: в сфере информационно аналитической деятельности; в сфере познавательной деятельности; в сфере коммуникативной деятельности; техническая компетентность; в сфере социальной деятельности.

20. Методическая система обучения информатике и ИКТ. Освоение технологии обработки числовой информации в курсе информатики основной школы.

Преподавание основ информатики наследует все дидактическое богатство отечественной школы — урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

   Структура понятия МСО включает: цели, содержание, средства, формы и методы.

   Глобальная цель общего образования - всестороннее развитие личности. Главным компонентом личности, который формируется в процессе обучения, является опыт.

   Содержание и структура общего образования определяется 2-мя факторами: 1. совокупная структура предмета обучения (знания); 2. структура обобщенной деятельности (деятельность). Т.е. возникает вопрос чему обучать, знаниям или деятельности? Что приоритетно?

   Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Выделяют также различные формы внеклассных занятий по информатике: летние школы юных программистов, олимпиады, компьютерные клубы и т.д.

   Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе КВТ — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифицировать  по объему и характеру использования ЭВМ. Так, выделяют три основных вида использования кабинета вычислительной техники: демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

   Одним из актуальных методов обучения различным предметам  является метод проектов, который применительно к обучению информатике может с успехом использоваться как на пропедевтическом этапе обучения, так и в старших звеньях средней школы.

   Средства обучения бывают: словесные (живое слово, аудиозапись, печатное слово), образные (иллюстрация, макеты, схемы, натуральные объекты), орудийные(компьютер, аудио-видеотехника, лабороторно-техническое оборудование, материалы, инструменты и т.д.).

21. Целеполагание в обучении информатике. Методика изучения информационной деятельности человека в курсе информатики старшей школы.

Образовательная и развивающая  цель обучения информатике - дать каждому школьнику  начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе - раскрыть учащимся значение информационных, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества. Вооружить  умениями и  навыками необходимыми  для  прочного  и сознательного усвоения этих знаний.

   Практическая   цель - внести  вклад  в  трудовую  и  технологическую подготовку  учащихся.

   Воспитательная  цель обеспечивается мировоззренческим воздействием, которое  оказывает осознание  возможностей  и  роли  вычислительной  техники  и средств информационных технологий в развитии общества и  цивилизации в целом

   Ни одна из основных целей обучения не может быть достигнута  изолированно  друг  от друга,   они   прочно   взаимосвязаны.

   Формулирование конкретных целей обучения - очень непростая задача.  Философское толкование понятия цели: "Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность".

   Проецирование конкретных целей должно  основываться на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положения среди других наук. А так как эти основы продолжают пребывать в состоянии становления и развития, это приводит к небесспорным и неоднозначным их оценкам. Однако только научно обоснованный выбор цели  дает возможность сформировать адекватный учебный материал, который при использовании эффективных методов  обучения  и позволит достичь  выполнения тех задач, которые ставятся перед преподаванием информатики.

22. Формы и методы обучения информатике. Методические особенности изучения содержательной линии представления информации на базовом уровне в старшей школе.

Метод – это способ, путь достижения цели. Форма – наружный вид, внешнее очертание.

   Формы обучения: Основные – урок; Дополнительные – лекции, экскурсии; Вспомогательные – кружки, клубы, факультативы. Основной формой организации является урок, на основе кот организуется классно урочная система. Ее признаки: постоянный состав учебных групп; строгое определение содержания обучения; определенное расписание занятий; сочетание индивидуальной и коллективной работы; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний.

   Классификацию уроков: уроки сообщения новой информации; уроки развития и закрепления; уроки проверки; комбинированные уроки.

   Фрагменты уроков информатики можно классифицировать: демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

   Демонстрация. Используя демонстрационный  экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания  курса.

   Лабораторная работа. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами, переданными им учителем.

   Практикум. Учащиеся получают индивидуальные задания учителя для протяженной самостоятельной работы.

   Классификация методов обучения: организации и осуществления познавательной деятельности; стимулирования учебной деятельности; контроль учебно-познавательной деятельности;

   Одним из наиболее перспективных современных методов обучения, является метод проектов.

23. Дидактические особенности учебных занятий по информатике и ИКТ. Обучение способам кодирования информации с помощью знаковым систем в курсе информатики основной школы.

При правильном формулировании заданий школьник очень скоро обнаруживает состояние власти над "умной машиной". Это придает ему уверенности, и появляется  стремление поделится своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках  по информатике такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

     Важный обучающий прием, который может быть особенно успешно реализован в преподавании раздела программирования, - копирование учащимися действий педагога. Принцип "делай как я!", известный со времен средневековых ремесленников, при увеличении масштабов подготовки потерял свое значение, ибо, вмещая в себя установки индивидуального обучения, стал требовать значительных затрат временных, материальных и кадровых ресурсов. Возможности локальной сети КВТ, наличие демонстрационного экрана позволяет во многих случаях эффективно использовать идею копирования в обучении, причем учитель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности.

      Специфические особенности учебного продукта в разделе алгоритмизации и программирования курса информатики - программы для ЭВМ - позволяют эффективно использовать готовый программный модуль, изготовленный квалифицированным программистом, для всевозможных обучающих экспериментов.

Например:

а) модуль запускается учащимися  с различными исходными

данными, а получаемые при этом результаты анализируются;

б) учитель вводит в модуль ряд искусственных ошибок, предлагая ученику отыскать их и исправить;

в) в модуле "урезаются" некоторые из возможностей, которые ученик должен восстановить и сравнить затем результат своей работы с образцом.

При этом не следует забывать, что конечный замысел образовательного процесса заключается в том, чтобы от принципа "Делай как я!" осуществлялся переход к установке "Делай сам!".

     Традиционные формы организации учебного процесса плохо способствуют развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой:

     - цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

     - в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

     - контроль за деятельностью частично (или полностью) осуществляется самими членами коллектива.

Урок не является единственно целесообразной формой организации учебной работы по школьному курсу информатики. Одним из направлений поиска решения этой проблемы является деятельностный подход к обучению и, в частности, так называемый метод проектов, который применительно к обучению информатике (говоря точнее - обучению компьютерной технологии) может с успехом использоваться как на пропедевтическом этапе обучения, так и в старших звеньях средней школы.

 Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте и многое другое. В простейшем случае (как, например, при использовании этого метода в начальной школе), в качестве "сюжетов" для изучения компьютерной графики привлекаются задачи проектирования рисунков животных, строений, симметричных узоров и т.п.

     Обязательным компонентом процесса обучения является контроль, или проверка результатов обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по учебной дисциплине.

    Принципиальным новшеством предусматриваемой стандартом по информатике процедуры оценивания уровня обязательной подготовки учащихся является то, что в основу процедуры оценки кладется критериально-ориентированная система, основанная на использовании системы "зачет"-"незачет". В то же время, для оценки достижений школьника на уровне, превышающем минимальные требования стандарта, целесообразно использовать аналог традиционной (нормированной) системы. В соответствии с этим проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки: обязательном и повышенном. При этом возможны различные технологии такого контроля: включение в текущую проверку заданий обоих уровней, разделения этих видов контроля в процессе обучения и на экзамене.

24. Применение игровых технологий в пропедевтическом обучении информатике. Формирование первичных навыков работы с компьютером в начальной школе.

Игра - основная форма активности ребенка Вместе с тем игра, наряду с трудом и ученьем, - один из основных видов деятельности человека. Именно в игровой деятельности ребенок находит область самовыражения, проявления личностных качеств. Вовлечение учащихся в игру помогает решать важную педагогическую проблему- развитие творческих способностей.

   Понятие «игровой педагогической технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной цепью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   Игра позволяет: проявить или совершенствовать свои творческие навыки, Развить воображение и ум, развить Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях

   По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам: игры, требующие от детей исполнительской деятельности; с их помощью дети выполняют действия по образцу; игры, в ходе которых дети совершают воспроизводительную деятельность; игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся; игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность; игры, включающие элементы поисковой деятельности.

   При выборе игры следует соблюдать необходимые условия: игра не должна быть скучной и надоедливой; игра не должна слишком возбуждать детей; игра должна соответствовать цели урока; инструкции должны быть четкими; характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей; в конце игры должен быть подведен итог; необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры; игра должна быть развивающей.

   Дидактическая игра - игра только для ребенка, для взрослого она - способ обучения, сообщения ребенку знаний, выработки у него умений и навыков. Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка, делает для него выполнение действий по правилам интересным, увлекательным. Усвоение знаний выступает в этом случае как побочный эффект.

   Па традиционном уроке учитель может предложить учащимся разнообразные игры, однако у него возникает сложность вовлечь в игру всех учеников и проконтролировать их действия. Использование же компьютерных дидактических игр помогает учителю в преодолении этих трудностей.

25. Школьный кабинет вычислительной техники. Ознакомление учащихся с аппаратными и программными средствами организации компьютерных сетей.

Первые методические рекомендации по перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники появились практически одновременно с введением предмета информатики в школу. В  последующие годы появился целый ряд нормативно-методических актов, регламентирующих вопросы оборудования КВТ в школе, а также условия их безопасного и эффективного использования. Согласно первому официально утвержденному Положению о КВТ кабинет вычислительной техники - это учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащенное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для  проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики    

   По вопросу об оборудовании школьного кабинета вычислительной техники  также имеются специально разрабатываемые рекомендации. Из-за быстрых темпов совершенствования ВТ эти рекомендации имеют весьма короткий жизненный цикл.

   Кабинет рекомендуется оснащать таким оборудованием: привод CD, локальная сеть и www, мышь, микрофон, наушники, принтер (лазерные со скоростью печати 15 стр минута и струйный цветной),  сканер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера, проектор.

   Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать: набором учебных программ; заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении; комплектом учебно-методической, справочной литературы; журналом вводного и периодического инструктажей; журналом об отказах ПЭВМ и их ремонте; стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ; аптечкой первой помощи; средствами пожаротушения; книгой учета оборудования, планами дооборудования кабинета информатики.

26. Общая характеристика программно-аппаратного обеспечения современного курса информатики и ИКТ средней школы. Изучение арифметических основ компьютера в курсе информатики.

Программное обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике. Используемое в кабинете ПО должно включать:

   Кабинет вычислительной техники рекомендуется оснащать следующим ПО: информационно-комуникативные средства, программыные средства, ОС, сетевое ПО файловые менеджеры, почтовые программы, антивирусные программы,  программы архиваторы, системы оптического распознавания текста, программы записи дисков, офисные программы, звуковые редакторы, графические редакторы, проигрыватель мультимедиа, Web редактор, браузеры, СУБД, геоинформационные системы, САПР, виртуальные компьютерные лаборатории, программы переводчики, электронные словари, системы программирования, клавиатурные тренажер, ПО для визуализации данных, ПО для конструирования, ПО для цифрового микроскопа, комплекс цифровых образовательных ресурсов.

27. Современная методология продуктивногообучения информатике и ИКТ. Методика ознакомления с логическими основами компьютера в курсе информатики.

Компетентный учитель должен знать и уметь применять методологию продуктивного обучения в своей деятельности. Выбор методов обучения определяется особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников

   Методы продуктивного обучения.

   1) Когнитивные методы. Цель использования – познание объекта. Метол эмпатии: «вживание» человека в состояние другого объекта. Метод смыслового «видения» предполагает ответы на вопросы: какова причина данного объекта, каково его происхождение, как он устроен. Метод образного «видения» предполагает описать, на что похож исследуемый объект. Метод эвристических вопросов предполагает поиск сведений в процессе ответов вопросы (кто, что, зачем, где, чем, как, когда). Метод эвристического наблюдения заключается в личностном восприятии разных объектов. Метод фактов  - поиск фактов, отличие их от не фактов; нахождение различий между тем, что видим, и тем, что думаем. Метод исследования. Метод конструирования понятий Метод конструирования правил. Метод гипотез. Метод прогнозирования. Метод ошибок предполагает выявление причин ошибок. Метод конструирования теорий.

   2) Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Метод придумывания реализуется при помощи замещения качеств одного объекта качествами другого. Метод образной картины предлагает воспринимать и понимать изучаемый объект целостно. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части. Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества. Метод мозгового штурма. Метод морфологического ящика предполагает нахождение новых и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных.

   3) Оргдеятельностные методы. Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора. Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности. Метод нормотворчества предполагает разработку учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности. Метод самоорганизации обучения предполагает работу с реальными объектами, изготовление моделей. Метод взаимообучения. Метод рецензий предполагает проведение учащимися рецензирования, образовательный продукт товарища.

28. Формы и методы текущего и итогового контроля результатов обучения информатике. Изучение прикладных средств современных информационных технологий на базовом уровне в старшей школе.

Обязательным компонентом процесса обучения является контролль, или проверка результатов обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по учебной дисциплине.

   Основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Школьный урок дает хорошую возможность для систематической проверки знаний учащихся – контрольные работы, самостоятельные работы.

   Вместе с тем следует заметить, что со времен Я. А. Коменского и до наших дней взгляды на формы организации учебного процесса в мировой практике не оставались неизменными.

   Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с программными средствами. Дидактическое назначение этих средств может быть различным в том числе проверка усвоения знаний (например, с помощью контролирующей программы). Роль учителя - наблюдение за работой учащихся.

   Новшеством процедуры оценивания уровня обязательной подготовки является критериально-ориентированная система, основанная на шкалы "зачет" – "незачет".

   Но для оценки достижений на уровне, превышающем минимальные требования стандарта, лучше использовать аналог традиционной системы. Значит проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки: обязательном и повышенном.

29. Формы дополнительного образования учащихся в области информатики и ИТ. Методические аспекты изучения возможностей математического моделирования в планировании и управлении.

Формы дополнительного образования учащихся в области информатики и ИТ

   1) Дистанционное обучение  информатике и ИТ.

   2) Музеи-выставки - формой дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе исследования, сбора, обработки оформления и пропаганды материалов - источников по истории развития вычислительной техники и информационных технологий (ВТ и ИТ), имеющих научно-познавательную и воспитательную ценность.

   3) Школа программистов - в школе программистов Центра дополнительного образования детей педагоги стараются сформировать и систематизировать знания, умения и навыки, которые дают возможность получить доступ к базам данных различных средств информации; понимать разные формы и способы представления данных; изучать вопросы построения и исследования математических методов и моделей, алгоритмов, различных классов информационных систем и т.д. В школе рассматриваются как фундаментальные основы информатики, так и новейшие информационные технологии.

   4) Роботландская Олимпиада для младших школьников (1996-1997) и Роботландские обучающие Курсы (1997-1998), проводимые фирмой "Роботландия", которая специализируется на разработках программно -методических систем для начальной школы.

30. Совершенствование форм и методов обучения на основе использования ИКТ. Формирование навыков работы с геоинформационными системами в курсе информатики старшей школы.

Основные функциональные возможности средств ИКТ, которые позволяют улучшить процесс образования: компьютерная визуализация, хранение большого объема информации и легкость ее использования, автоматизации процесса вычисления поиска и обработки, возможность организации электронных конференций, формирование у учащихся коммуникативных навыков.

   Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения.

   Примеры трансформации уроков за счет средств ИКТ. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж (Подача текстовой информации с экрана. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию). Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация (Мультимедийный показ приемов и операций, виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств). Практические: упражнение, практические и лабораторные работы (Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов). Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка (Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов).

31. Использование мультимедиа и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения информатике. Воспитание этических и правовых норм при работе с информацией в курсе информатики и ИКТ.

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение учащимся ЗУН доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют данный процесс. При такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно формировать и правильно направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую помощь. Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей и методистов, чем традиционный учебный процесс, т. к. преподаватель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности.

   Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль. Активными методами обучения и воспитания являются те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей»

   Активные методы должны отвечать следующим требованиям: индивидуальный подход к обучению; Сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации этапов процесса обучения; Активное, творческое, инициативное  участие учащихся; Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности

   Среди активных  методов выделяются метод проектов (в учебнике), компьютерное моделирование, деловые игры, рейтинговая методика и т.д.

   Необходимым помощником преподавателей и методистов в реализации активного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти методы предполагают использование: мультимедиа презентаций, поиск информации в Интернете, Обмен информацией между участниками с использованием электронной почты, участие в телеконференциях.

32. Организация исследовательской деятельности учащихся средствами информатики. Освоение приемов моделирования динамических систем в курсе информатики и ИКТ.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-позновательную, исследовательскую, творческую или игровую д-ть учащихся-портнеров, имеющую общую цель. Согласованные методы, способы д-ти, направленные на достижение общего результата по решению к-л проблемы, значимой для участников проекта.

Этапы проектов:

1. Происходит выбор и обсуждение прблемной области, выбираются и формулируются проблемы, рые будут разрешены в ходе пректной д-ти. Разработка основопологающего вопроса и учебных вопросов. Выдвигаются гипотезы.

2. Организационный. Учитель планирует проведение проекта, создание организационной документации: инструкции, список ресурсов, грамоты. Выбор и организация групп – участников П., поиск партнеров в сети.

3. Связан с поиском необходимой информации, сбором данных, изучением теоретических положений, просмотр лит-ры, проведение опроса, анкетирование, обращеие к БД.

4. Определение способов обработки полученных данных, оформление результатов, определение зависимости рез-тов, построение диаграмм.

5. Обсуждение полученных этапов, оформление работы.

6. Защита проекта: конференция, семинар.

33. Использование информационных и коммуникационных технологий в управлениии мониторинге педагогических систем. Приобретение опыта проектной деятельности в обучении компьютерному информационному моделированию.

Педагогическая система это среда, в которой по определенной технологии реализуется процесс обучения.

   Использование ИКТ в управлении

   Применение ИКТ в управлении освобождает человека от значительной трудоемкой и времяемкой работы, делает процесс руководства более оперативным и эффективным.

   Информация в управлении играет определяющую роль. Управленческое решение включает в себя постановку задачи, обусловленной какими-либо факторами, сбор информации, переработку полученной информации, принятие решения и разработку плана, его реализацию, анализ полученных результатов и постановку новых задач.

   Применение ИКТ повышает коэффициент быстродействия, качества и удобства управленческого труда.

   Примеры применения ИКТ для управления: Создание локальной административной сети учебного заведения и ведение документооборота. ИКТ используются для автоматизации расчета нагрузок преподавателей, составления расписания, систематизации и хранения материалов в учебных кабинетах.

   Использование ИКТ в мониторинге

   Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

   В течение всего учебного года создается определенная база данных. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года.

   Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:

   1) Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния.

   2) Установочно-перспективная или подготовительная.

   3) Содержательно-деятельностная.

   4) Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов.

34. Информационная предметная среда обучения информатике. Методика обучения учащихся технологии работы с базами данных и СУБД.

Информационная предметная среда обучения информатике. Информационная образовательная среда – это педагогические объекты и связи между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, представления и распространения педагогической информации, учебные знания и знания педагогические, а также инфраструктура, обеспечивающая протекание информационных процессов в педагогических системах.

Отдельно можно выделить информационную учебную среду, в рамках которой и происходит процесс изучения учебных предметов.

Для функционирования такой среды необходима система средств обучения. Она состоит из технических средств и дидактических. Технические средства обучения подразделяются на традиционные средства и средства новых информационных технологий.

К первому виду относятся: аудиотехника; проекционная техника; телевизионная техника; видеотехника.

К средствам новых информационных технологий относятся: персональные компьютеры.

Дидактические средства являются носителями учебной информации и используются совместно с техническими средствами.

Дидактические средства новых информационных технологий – это компьютерные программы.

Педагогические программные средства – это компьютерные программы, реализующие определенную технологию обучения. К ним относятся демонстрационные программы, программы-тренажеры, контролирующие программы и т.д. Программы, обеспечивающие комплексное педагогическое воздействие, называются электронные учебники.

Прикладные программные средства – это компьютерные программы, реализующие определенную технологию обработки информации. К ним относятся текстовый редактор, музыкальный редактор, графический редактор, электронные таблицы, системы управления базами данных.

Информационные распределенные ресурсы – это компьютерные программы, позволяющие организовать распределенное хранение учебной информации и обеспечивающие к ней доступ. К ним относятся электронные энциклопедии и справочники на компакт-дисках, базы данных, расположенные на сервере локальной вычислительной сети, web-страницы, расположенные на хост-компьютерах в сети Интернет.

Средства обучения, в совокупности с учебно-методическими материалами образуют учебно-методический комплект.

Особо в УМК следует выделить педагогические программные средства (ППС). Цели, которые реализуются при использовании ППС:

1.             Индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет программирования его этапов, определения его алгоритма.

2.             Проектирование контроля с немедленной обратной связью и диагностикой ошибок, оценкой результатов учебной деятельности.

3.             Самоконтроль и самокоррекция учащихся.

4.             Тренировка учащихся за счет программирования повторения материала.

5.             Образное и наглядное представление учебной информации за счет мультимедийных возможностей компьютера.

6.             Моделирование и имитация изучаемых явлений и процессов (химический, биологический, физический и др. компьютерные эксперименты).

7.             Развитие мышления учащихся за счет возможности экспериментировать с учебной информацией, проверять различные варианты решения заданий, отказываться от совершенных действий.

ППС имеют свою типологию. Она отражает методическую цель использования ППС в процессе обучения.

1.             Демонстрационные программные средства. Методическое назначение - наглядное представление учебного материала, визуализация взаимосвязей между объектами изучения.

2.             Программные средства-тренажеры. Методическое назначение - отработка умений и навыков, осуществление самоподготовки. Используются при повторении или закреплении пройденного материала.

3.             Контролирующие программные средства (компьютерные тесты учебного назначения). Методическое назначение - контроль или самоконтроль уровня овладения учебным материалом.

4.             Информационно-справочные программные средства. Методическое назначение - формирование умений и навыков по систематизации информации. Предоставляют возможность поиска и выбора необходимой учебной информации.

5.             Обучающие программные средства. Методическое назначение - сообщение знаний, формирование умений и навыков и обеспечение необходимого уровня усвоения учебного материала.

При составлении сценариев программ следует учитывать педагогические требования, предъявляемые к ППС.

Требование научности содержания ППС предполагает предъявление научно-достоверных сведений. Требование доступности означает, что учебный материал, формы и методы учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки учеников и их возрастным особенностям. Требование адаптивности  предполагает индивидуальный подход к ученику, учет его индивидуальных возможностей восприятия учебного материала. Требование систематичности и последовательности обучения предполагает усвоение учеником системы понятий, правил и способов деятельности в их логической связи. Требование визуализации учебной информации предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации (компьютерной графики, технологии мультимедиа) с сохранением возможности диалогового общения с программой. Требование сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности ученика предполагает обеспечение самостоятельных действий по извлечению учебной информации из программы при четко поставленных целях и задачах. Требование прочности усвоения учебного материала  достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции; контролем на основе обратной связи, диагностикой ошибок и их комментированием. Требование интерактивности предполагает организацию диалога между ППС и учеником. Требование развития интеллектуального потенциала ребенка предполагает развитие мышления; формирования умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Требование педагогической обратной связи предполагает обеспечение реакций программы на действия ученика.

35. Реализация дистанционных форм обучения информатике и ИКТ. Обучение основам - объектно-ориентированного визуального программирования в курсе информатики средней школы.

Дистанционное обучение – это форма получения образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств ИКТ (компьютеров, телекоммуникаций, средств мультимедиа) и научно обоснованных методов обучения.

   Полноценная реализация дистанционного обучения требует хорошего технического и программного обеспечения, как учебных заведений, так и обучаемых. Кроме того, требуются достаточно качественные линии связи. Элементы такого вида обучения появляются и находят большое количество своих сторонников. Правда, реализация подобной технологии показала, что здесь также существует множество проблем, связанных с качеством обучения.

   Формы ДО

   1) Школа - интернет. ДО решает задачи очного обучения. Главную роль играет школьный образовательный сервер.

   2) Школа – интернет - школа. ДО влияет на очное обучение и дополняет его. Некоторые учящиеся учатся в единственном образовательном проекте. Этот тип является дополнительным к базовому. Коммуникации носят организационный, но не систематический характер.

   3) Ученик – интернет - учитель. ДО выступает средством индивидуализации обучения. Оно выступает в качестве основного или дополнительного. Выбор форм, методов, темпа, уровня подготовки; более творческий.

   4) Ученик - интернет. Ученик обучается в некоторой дистанционной школе. Гибко учитываются цели ученика, личностные особенности.

Сайт управляется системой uCoz